Шавуот – праздник седьмиц
Мессианский взгляд
Исследуйте Писание
Шестого числа , третьего месяца, который носит название Сиван (по еврейскому календарю), в этом году 9 июня, евреи по всему миру, и мессианские евреи в том числе, отмечают праздник под названием Шавуот. Если Вы услышали это слово впервые, я уверен, праздник этот вам известен. Дело в том, что на иврите, слово «шева» - это семь, «шавуа» - неделя. Поэтому слово»шавуот» означает семь недель. Другими словами, семь седьмиц! И мы читаем: «И праздник седьмиц (шавуот) совершай, праздник начатков жатвы пшеницы…»(Исход 34:22).
Почему этот праздник так называется и нельзя ли установить поточнее дату этого праздника? Исследуем Писание: «Семь седьмиц отсчитай себе с того времени, как появится серп на жатве. Тогда совершай праздник седьмиц Господу.» (Втор.16:9,10). Теперь мы знаем, почему праздник так называется. Но как узнать, когда он празднуется и когда «появится серп на жатве»?
Прочтите внимательно из книги «Левит» о праздниках Господних. Там, в частности, говорится о вознесении первого снопа: «на другой день праздника вознесет его священник». (Лев. 23:11). «Другой день праздника» имеется в виду праздник опресноков, который начинается 15 нисана после Пасхи Господней. Теперь становится понятным, что «серп на жатве» появляется 16 числа первого месяца Нисан (по еврейскому календарю). Следовательно, отсчет семи седьмиц, семи недель до праздника Шавуот начинается 16 Нисана. Как сказано: «Отсчитайте себе от первого дня после праздника… семь полных недель. До первого дня после седьмой недели отсчитывайте пятьдесят дней, и тогда принесите новое хлебное приношение Господу» (Лев.23:15,16). И здесь открывается еще одно знакомое название праздника Шавуотили Праздника седьмиц. Это – Пятидесятница! Хорошо известный нам День дарования Духа Святого (Деян. гл.2). Так что же мы празднуем в Шавуот? «Праздник жатвы первых плодов..» (Исх.23:16)? Конечно же, но не только это. А что же еще? Если мы отсчитываем от 16 Нисана 49 (7х7!) дней, то пятидесятый день приходится на шестой день месяца Сиван (3-й месяц по еврейскому календарю).
Снова исследуем Писание: «В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую. …и расположился там Израиль станом напротив горы» (Исх. 19:1,2).
Слова « … в самый день новолуния» означают, что это было 1-го Сивана. По еврейскому календарю первый день каждого месяца совпадает с новолунием. А на шестой день происходит событие, равного которому не было от сотворения мира и до сегодняшнего дня. « И сошел Господь на гору Синай» (Исх. 19:14). Мы называем этот день Синайским Откровением.
Слово Шавуот имеет еще одно однокоренное родственное слово. Это швуа – клятва. В этот день заключил Всевышний Свой союз с Израилем и сделал евреев своим народом.
И главное. В этот день Всевышний даровал Израилю и через евреев всему человечеству Свое Учение – Тору, заглавиями которой и были Десять речений – заповедей. Обо всем этом мы и поговорим поподробней.
Почему этот праздник так называется и нельзя ли установить поточнее дату этого праздника? Исследуем Писание: «Семь седьмиц отсчитай себе с того времени, как появится серп на жатве. Тогда совершай праздник седьмиц Господу.» (Втор.16:9,10). Теперь мы знаем, почему праздник так называется. Но как узнать, когда он празднуется и когда «появится серп на жатве»?
Прочтите внимательно из книги «Левит» о праздниках Господних. Там, в частности, говорится о вознесении первого снопа: «на другой день праздника вознесет его священник». (Лев. 23:11). «Другой день праздника» имеется в виду праздник опресноков, который начинается 15 нисана после Пасхи Господней. Теперь становится понятным, что «серп на жатве» появляется 16 числа первого месяца Нисан (по еврейскому календарю). Следовательно, отсчет семи седьмиц, семи недель до праздника Шавуот начинается 16 Нисана. Как сказано: «Отсчитайте себе от первого дня после праздника… семь полных недель. До первого дня после седьмой недели отсчитывайте пятьдесят дней, и тогда принесите новое хлебное приношение Господу» (Лев.23:15,16). И здесь открывается еще одно знакомое название праздника Шавуотили Праздника седьмиц. Это – Пятидесятница! Хорошо известный нам День дарования Духа Святого (Деян. гл.2). Так что же мы празднуем в Шавуот? «Праздник жатвы первых плодов..» (Исх.23:16)? Конечно же, но не только это. А что же еще? Если мы отсчитываем от 16 Нисана 49 (7х7!) дней, то пятидесятый день приходится на шестой день месяца Сиван (3-й месяц по еврейскому календарю).
Снова исследуем Писание: «В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую. …и расположился там Израиль станом напротив горы» (Исх. 19:1,2).
Слова « … в самый день новолуния» означают, что это было 1-го Сивана. По еврейскому календарю первый день каждого месяца совпадает с новолунием. А на шестой день происходит событие, равного которому не было от сотворения мира и до сегодняшнего дня. « И сошел Господь на гору Синай» (Исх. 19:14). Мы называем этот день Синайским Откровением.
Слово Шавуот имеет еще одно однокоренное родственное слово. Это швуа – клятва. В этот день заключил Всевышний Свой союз с Израилем и сделал евреев своим народом.
И главное. В этот день Всевышний даровал Израилю и через евреев всему человечеству Свое Учение – Тору, заглавиями которой и были Десять речений – заповедей. Обо всем этом мы и поговорим поподробней.
Шавуот и Тора
Мы говорили, что Шавуот – это праздник дарования Торы. Что же такое Тора? Это слово образовано от корня йод-рет-hей и означает «учение». Этим словом называют учение, полученное Моше от Бога. Им часто также называют Танах «Ветхий Завет» и все еврейское духовное наследие. Для нас, Мессианских евреев, принявших Иешуа как Мессию, Тора включает и Брит-Хадаша (Новый Завет). Но Тора нечто большее, чем все названное выше. Когда Мудрость (Хохма) говорит: «Господь имел меня началом пути своего, прежде созданий Своих» (Пр.8:22) –это говорит Тора. И Слово Божие, мемра (греч. Логос), которое было у Бога и было Бог, и которое стало плотью, несет в себе Тору во всей ее полноте. Есть короткий мидраш (толкование-притча): «Смотрел Всевышний на Тору и творил мироздание». Как это понимать? Если буквально, то получается, что Тора – шпаргалка для Всевышнего. Но Он в этом не нуждается! Какая же связь между Торой и миром? А просто Всевышний смотрит на Тору как, например, на скрипку, для которой Он творит футляр – этот мир. То есть, не Тора для мира, а мир для Торы! Таким образом, цель творения – реализовать замысел Всевышнего, Его Тору в этом мире.
Посмотрим, как сама Тора описывает событие, которое произошло 6-го Сивана 3319 лет тому назад. «На третий день при наступлении утра, были громы, и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный, и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подножия горы. Гора же Синай вся дымилась оттого, что господь сошел на нее в огне, и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась» (Исх.19:16-18).
И это Синайское откровение? То самое, с большой буквы? Это скупое на метафоры описание более напоминает извержение вулкана. Очень не хватает чуда! Чудо, (на иврите нэс – буквально сверху), подразумевает явно видимое нами действие Творца. Его действие, а значит не Его Самого. Видимое чудо носит эпизодический, разовый характер, то есть его влияние ограниченно. И, наконец, чудо – это наше полное бессилие, а мы все-таки, соработники у Бога. Но на Синае Бог открылся в полноте, расторгнув все духовные преграды, и раздвинув рамки материального. Огонь, в котором сошел Господь, символ нематериальности происходящего: «И весь народ видел громы и пламя, и звук трубный…» (Исх.20:19). В мидраше мудрецы говорят: «Зрение и слух стоявших у Синая поменялись местами». Нам знакомо выражение: «Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать». Так вот, на Синае слышимое от Бога стало зримым. Слуху и речи доступно и незримое, неограниченное, духовное. Не даром же: «Вера от слышания» (Рим.10:17). На Синае не просто открылась Истина, и все духовное стало очевидным, зримым. Там просто отсутствовала возможность непонимания, скрытости, материальности. «Вы видели, как Я с неба говорил вам» (Исх.20:82). На Синае Всевышний раскрылся с «неба», то есть вне ограниченности земли и реальности. Говорят мудрецы, что первые скрижали, написанные черным огнем по белому огню, содержали всю Тору! Вторые скрижали содержали только десять Заповедей.
Посмотрим, как сама Тора описывает событие, которое произошло 6-го Сивана 3319 лет тому назад. «На третий день при наступлении утра, были громы, и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный, и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подножия горы. Гора же Синай вся дымилась оттого, что господь сошел на нее в огне, и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась» (Исх.19:16-18).
И это Синайское откровение? То самое, с большой буквы? Это скупое на метафоры описание более напоминает извержение вулкана. Очень не хватает чуда! Чудо, (на иврите нэс – буквально сверху), подразумевает явно видимое нами действие Творца. Его действие, а значит не Его Самого. Видимое чудо носит эпизодический, разовый характер, то есть его влияние ограниченно. И, наконец, чудо – это наше полное бессилие, а мы все-таки, соработники у Бога. Но на Синае Бог открылся в полноте, расторгнув все духовные преграды, и раздвинув рамки материального. Огонь, в котором сошел Господь, символ нематериальности происходящего: «И весь народ видел громы и пламя, и звук трубный…» (Исх.20:19). В мидраше мудрецы говорят: «Зрение и слух стоявших у Синая поменялись местами». Нам знакомо выражение: «Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать». Так вот, на Синае слышимое от Бога стало зримым. Слуху и речи доступно и незримое, неограниченное, духовное. Не даром же: «Вера от слышания» (Рим.10:17). На Синае не просто открылась Истина, и все духовное стало очевидным, зримым. Там просто отсутствовала возможность непонимания, скрытости, материальности. «Вы видели, как Я с неба говорил вам» (Исх.20:82). На Синае Всевышний раскрылся с «неба», то есть вне ограниченности земли и реальности. Говорят мудрецы, что первые скрижали, написанные черным огнем по белому огню, содержали всю Тору! Вторые скрижали содержали только десять Заповедей.
Кое-что о десяти заповедях
После получения десяти заповедей евреи сказали: «Наасе ве-нишма» (Исх.24:7). В синодальном переводе: «…сделаем и будем послушны». Более точный перевод: «будем исполнять и понимать». Эти слова вызывают недоумение. Евреи «покупают кота в мешке». Они еще ничего не понимают, но готовы выполнять! Мидраш (способ толкования через притчи) рассказывает: «Когда евреи сказали, будем исполнять и понимать, раздался голос с неба: «Кто открыл детям моим эту тайну, которую знают ангелы Служения?». Ангелы исполняют волю Всевышнего беспрекословно (Пс.102:20). Причина столь «нерасчетливого ответа одна – любовь. Ответ евреев в развернутой форме: «Нам, Всевышний, абсолютно все равно, что в Торе. Нам нужен Ты, Твой подарок имеет для нас единственную ценность – Он Твой!». Заповеди второй скрижали отражают отношения между людьми: 6 – Не убивай; 7 – Не прелюбодействуй; 8 – Не кради; 9 – Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего; 10 – Не желай…ничего, что у ближнего твоего;
Прочитав эти заповеди можно задать вопрос: «А что нового Всевышний открыл в этих заповедях?». Еще у шумеров предусматривалось наказание за убийство, кражу, лжесвидетельство, прелюбодеяние. «Что такое хорошо и что такое плохо» знали задолго до Синая. В чем же здесь дело? Сказано: «Не злословь глухого…» (Лев.19:14).Злословить вообще недопустимо. Говорят мудрецы, что духовной причиной разрушения первого Храма было лашон ора (злословие). Но почему нельзя злословить именно глухого? Может, потому что бесполезно – все равно не услышит. Он то не услышит, но ты станешь злоязычником! Вот в чем глубинный смысл этих заповедей. Не убивай – это не запрет на появление трупа. Не становись убийцей, вором, прелюбодеем, говорит Господь. Еще более глубокий смысл заповедей раскрывает нам Иешуа. «Вы слышали, что сказано древним: «Не прелюбодействуй», а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» (Мат.5:27,28). Не грешить даже в помыслах, не хотеть чужого, то есть не завидовать – вот что повелел нам Всевышний у Синая. Возможно ли это человеку? С Богом все возможно!
Прочитав эти заповеди можно задать вопрос: «А что нового Всевышний открыл в этих заповедях?». Еще у шумеров предусматривалось наказание за убийство, кражу, лжесвидетельство, прелюбодеяние. «Что такое хорошо и что такое плохо» знали задолго до Синая. В чем же здесь дело? Сказано: «Не злословь глухого…» (Лев.19:14).Злословить вообще недопустимо. Говорят мудрецы, что духовной причиной разрушения первого Храма было лашон ора (злословие). Но почему нельзя злословить именно глухого? Может, потому что бесполезно – все равно не услышит. Он то не услышит, но ты станешь злоязычником! Вот в чем глубинный смысл этих заповедей. Не убивай – это не запрет на появление трупа. Не становись убийцей, вором, прелюбодеем, говорит Господь. Еще более глубокий смысл заповедей раскрывает нам Иешуа. «Вы слышали, что сказано древним: «Не прелюбодействуй», а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» (Мат.5:27,28). Не грешить даже в помыслах, не хотеть чужого, то есть не завидовать – вот что повелел нам Всевышний у Синая. Возможно ли это человеку? С Богом все возможно!
Шавуот в земле Израиля
Празднование Шавуот в земле Израиля приходится на время сбора урожая «поля и виноградника». Поэтому Шавуот называют еще Хаг-ха-бикурим, приношение первинок. В этот день приносили в Храм первую жертву из пшеницы нового урождая. Тогда же начинали сезон приношения в храм бикурим, первинок, первых плодов нового урожая деревьев (Втор.26:1-11). Бикурим приносили только из семи видов растений, которыми славится земля Израиля: пшеница, ячмень, виноград, инжир (смоква), гранат, маслины и финики. Шавуот – один из трех праздников, когда евреям следовало приходить в Храм (Втор.16:16). Поэтому паломники приходили в Иерусалим со всего Израиля. Шли большими группами, целыми семьями, спали под открытым небом и на площадях городов. Утром процессия двигалась к Храму. Впереди вели быка с позолоченными рогами и масличной ветвью на голове. Паломники несли на плечах корзины с плодами. Перед собравшимися музыканты играли на флейтах, пока они не подходили к Храмовой горе. На Шавуот дома украшались зеленью. Сиван – месяц расцвета природы. В это время подножье горы Синай покрывалось травой и пустыня (мидбар) оживала. Этот обычай украшать жилище зеленью в день Пятидесятницы существует и до сегодняшнего дня в православии (троица). Таким образом, в празднике Шавуот объединяются два аспекта: материальный, земной – хлеб нового урожая, принесение первых плодов, и духовный – празднование дарования Торы. Почему это так? Синайское Откровение было абсолютно духовным актом. Но Всевышний в Своих уставах о праздновании Шавуот говорит только о материальном! Бог не хочет, чтобы мы отрывались от этого мира и замыкались в чисто духовной сфере (или только материальной), но освящение материального мира тикун (исправление) мира привнесением в него святости – наша прямая обязанность. Этот мир Господь сотворил для нас и мы за него в ответе перед Творцом. «Князь мира сего» силен нашей слабостью. Он не имел ничего в Иешуа Мессии (Ин.14:30), и не должен иметь ничего в нас. Сегодня, когда нет Храма, на Шавуот читают стихи из книг Пятикнижия, которые повествуют о Даровании Торы и приношениях первых плодов. Кроме того, читают Мегилат Рут (Книгу Руфь). Почему? Мы помним, что Рут Моавитянка, язычница, приняла Бога Авраама, Ицхака и Йакова, приняла Тору, пройдя путем страданий и испытаний. Рут сделала свой выбор и Бог вознаградил ее. Она стала бабушкой царя Давида, предка нашего Иешуа Мессии. Кстати, по преданию Давид родился и умер в Шавуот. Пример Рут свидетельствует о том, что на Синае Тора была дана через сынов Израиля всему человечеству. Благая весть о Царстве Божьем, принесенная Иешуа Мессией, Его жертвенная смерть, спасшая мир от гибели, и Его воскресение, вновь подтвердили право всего человечества на Тору. Те, кто еще не знали Бога Авраама, Ицхака и Йакова, кто еще не принял Иешуа, как своего Спасителя, воспользуйтесь своим правом!
Шавуот Нового Завета
Вы уже знаете, что Синайское откровение – дарование Торы произошло на пятидесятый день после Песах – Пасхи исхода. И как тогда, в течение семи седьмин Бог испытывал, наставлял и укреплял свой народ в пустыне, так и воскресший Мессия Иешуа в течение сорока дней собирал, наставлял и укреплял своих учеников, говоря: «вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли» (Деян.1:8). И вот «при наступлении дня Пятидесятницы (Шавуот) все они были единодушно вместе» (Деян.2:1), подобно народу, стоявшему у Синая. И был шум с неба, как бы от ветра, похожий на звук шофара (труба из бараньего рога), и были языки, как бы огненные, которые почили на каждом из них. И напоминали они огонь с небес, в котором сошел Господь на Синае. И вы уже прочли, что зрение и слух, стоявших у Синая поменялись местами, чтобы исчезла малейшая возможность непонимания и сокрытости. Так и в день дарования Руах-ха-кодеш (Духа Святости) все пришедшие в Иерусалим из различных стран были лишены возможности непонимания того, о чем свидетельствовали Апостолы в Духе и Силе, «ибо каждый слышал их, говорящих его наречием» (Деян.2:6).
Есть еще один очень важный момент, связывающий Шавуот дарования Торы и Шавуот дарования Руах-ха-кодеш. Вспомним, как начинается первая из десяти заповедей. Перевод слова дибур, как заповедь, не очень точен. Это скорее речение Всевышнего, обращенное ко мне здесь, сегодня, сейчас, о чем свидетельствует форма единственного числа повелительного наклонения. Итак, «Я, Господь, Бог твой…» (Исх.20:2). Еврейские мудрецы, используя второй из четырех уровней толкования Торы – ремез (намек), говорят, что как в одном зернышке скрывается все дерево, так за первым словом десяти речений скрывается вся Тора. Первое слово первого речения на иврите Анохи означает Я и пишется четырьмя буквами: Алеф, Нун, Хаф, и Йуд. За буквой Алеф, говорит мидраш, скрывается Ани (я). За буквой Нун – нафши (моя душа). Хаф (или Каф) первая буква слова катавти (я написал). Йуд – первая буква слова яхавти (я принес). Тем самым, первое слово Синайского Откровения расшифровывается как: «Я душу Свою написал – вам принес». Получается, Синайское Откровение было не просто дарованием Торы. Всевышний на Синае подарил Своему народу самого Себя!
Что же подарил Господь через Иешуа Мессию, Его Апостолам, а через них всему миру на Шавуот? То же, что и на Синае – Самого Себя в Духе Святом!
Есть еще один очень важный момент, связывающий Шавуот дарования Торы и Шавуот дарования Руах-ха-кодеш. Вспомним, как начинается первая из десяти заповедей. Перевод слова дибур, как заповедь, не очень точен. Это скорее речение Всевышнего, обращенное ко мне здесь, сегодня, сейчас, о чем свидетельствует форма единственного числа повелительного наклонения. Итак, «Я, Господь, Бог твой…» (Исх.20:2). Еврейские мудрецы, используя второй из четырех уровней толкования Торы – ремез (намек), говорят, что как в одном зернышке скрывается все дерево, так за первым словом десяти речений скрывается вся Тора. Первое слово первого речения на иврите Анохи означает Я и пишется четырьмя буквами: Алеф, Нун, Хаф, и Йуд. За буквой Алеф, говорит мидраш, скрывается Ани (я). За буквой Нун – нафши (моя душа). Хаф (или Каф) первая буква слова катавти (я написал). Йуд – первая буква слова яхавти (я принес). Тем самым, первое слово Синайского Откровения расшифровывается как: «Я душу Свою написал – вам принес». Получается, Синайское Откровение было не просто дарованием Торы. Всевышний на Синае подарил Своему народу самого Себя!
Что же подарил Господь через Иешуа Мессию, Его Апостолам, а через них всему миру на Шавуот? То же, что и на Синае – Самого Себя в Духе Святом!
Берл Миньковский