Пятница, 29.03.2024, 13:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Богослужения
Cуббота, на 14:00
по адресу:
ул.Вербицкого, 30б
(М.Вырлица)
Форма входа
Часы

Календарь новостей
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Истоки мессианского движения

Дорогие братья и сестры! Больше года мы встречаемся в нашей газете на десятой странице, которая носит название Израиль. И это название означает не только возрожденное государство, но и, прежде всего, имя еврейского народа, чье рождение и существование – результат замысла Творца. Но на первой странице номера в анонсе рубрики вы можете увидеть подзаголовок статьи – «мессианский взгляд». Полагаю, пришла пора разобраться и подробно поговорит о том, что такое «мессианский взгляд», «мессианское движение», «мессианская община», словом все, что связано с понятием «мессианский». Понятие это происходит от слова Мессия (Машиах, ивр.) и означает Спаситель. Переведенное на греческий язык, как Христос, слово это стало неотъемлемой частью имени Иисуса (Иешуа) – Иисус Христос (Иешуа га Машиах). Но если Машиах (Мессия) это Христос, то почему слово «мессианский» просто не переводится, как христианский? Ведь христианство, христиане – все это производные имени Христос! Ответ на этот вопрос следует искать в истории народа Израиля, в истории евреев. Откровение о Машиахе (Христе), как о Спасителе евреев и всего мира, получено, согласно еврейскому духовному наследию – Устной Торе, еще на Синае. Помните ответ Петра (Шимона Кефы) на вопрос Иешуа: «…а вы за кого почитаете Меня?». Петр (Шимон), отвечая, сказал: «Ты Христос (Машиах), Сын Бога Живого» (Мат. 16:15,16). То, что Иешуа есть Машиах, Шимону было открыто «Отцом, …сущим на небесах» (Мат. 16:17). Но само знание о Машиахе (Христе) было известно даже простому рыбаку Шимону Кефе. И это знание было широко распространено среди народа Израиля. И ожидание прихода Машиаха – Спасителя длилось в Израиле тысячелетия. Поэтому приход Иешуа, как Машиаха, был проблемой сугубо еврейской. И сам Иешуа, говоря: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мат. 15:24), отлично знал, что спасение человечества зависит от духовного возрождения евреев. И принеся Себя в жертву в Небесном Храме, «Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10:14). Так началось духовное воскрешение дома Израиля через дарование Руах га Кодеш (Духа Святого) ученикам Иешуа в праздник Шавуот (Пятидесятницы), как написано: «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян.2:47). И не может вызывать сомнений тот факт, что эти многочисленные «прилагаемые» были евреями и церковь, к которой «прилагались спасаемые» была еврейским кагалом – общиной, получившей впоследствии название нишпаха – семья. Принятие евреями Иешуа га Машиаха, как своего Спасителя, не изменило их вероисповедания, а только придало ему еще большую духовную высоту и завершенность. И это вероисповедание от Синая и до сегодняшнего дня носит название иудаизм. Те же евреи, для которых Иешуа стал личным Господом и Спасителем, стали исповедовать иудаизм мессианский и исповедуют до сих пор. Для того, чтобы двигаться дальше в нашем исследовании, нам необходимо раскрыть некоторые понятия.


Мессианский иудаизм

Начнем с мессианского иудаизма. Не претендуя на истину в последней инстанции, попытаемся дать определение этому движению. Введем понятия, которые будут максимально «работать» на решение нашей задачи.

1.Иудаизм – религия евреев, основанная на этическом монотеизме, т.е. вере в Единого Бога, Который не только Творец всего, но и законодатель всех морально-этических и материальных норм жизни человечества.
2.Еврей – член родового сообщества (семьи), родоначальником которой является Яаков (Израиль), сын Ицхака, сына Авраама – первого еврея. Евреи получили статус народа от Бога у горы Синай. В еврейской семье от Синая и до наших дней есть «приемные» дети – пришельцы (геры) из других народов. Они такие же евреи, как и потомки Яакова по плоти. Иудаизм, как религия, базируется на еврейском духовном наследии. Наследие это изначально имеет две составляющие: письменную – Танах (в библейских переводах – Ветхий завет) и устную - разъяснения и постановления, охватывающие все без исключения аспекты жизни евреев. Традиция устной передачи знания идет от Синая. Лишь во втором веке нашей эры, когда из-за рассеяния возникла реальная угроза утраты устного знания, начались записи, упорядочение и кодификация устного духовного наследия евреев. Это Иерусалимский и Вавилонский Талмуды (Талмуд, ивр. – Изучение), и ряд других Книг. Можно по-разному относится к Устной Торе (так евреи называют устное наследие). Но история показывает, что отказ от этого наследия приводит к печальным последствиям. Например, еврейская секта караимов (IX–XI вв. н.э.) и неевреи самаряне. Первые, отказавшись, а вторые, не приняв Устную Тору, почти полностью растворились среди других народов. В связи с этим возникает важный вопрос. А возможно ли вообще существование евреев, как народа, вне иудаизма? Во второй заповеди Бог говорит: «Я, Господь Бог твой, Бог ревнитель, карающий за вину отцов детей до третьего и до четвертого поколения, тех, кто ненавидит меня…» (Исх. 20:5). Почему Бог наказывает детей только до третьего и до четвертого поколения? Помните притчу Иешуа (Лук.13:6-9)? Там тоже фигурирует третий и четвертый год для «исправления» бесплодной смоковницы. В чем дело? История убедительно доказывает, что еврей вне иудаизма именно в третьем, максимум в четвертом поколении перестает быть евреем! И он подлежит Суду как нееврей, а это другая «статья». Так было всегда и везде, в Египте и Вавилоне, в Афинах и Риме, в средневековой Европе и в Российской империи, наконец, в Советском Союзе. Происходит это и сейчас. Итак, иудаизм не только образ жизни, но и средство от исчезновения евреев как народа. Но иудаизм – не музей, и не книгохранилище. Это живое дерево, взращенное Богом в Земле Израиля из семени Синайского Откровения, подобное масличному дереву, плодоносящему шестьсот лет. Иудаизму более 3500 лет. Он рос в Вавилонском плену, он приспособился и пережил Грецию и Рим, у него был Храм, и не было Храма, он утратил свою землю и вновь получил ее от Бога. Сегодня он другой, но все тот же. Две тысячи лет назад духовное наследие евреев обогатилось Брит Хадаша (Новый Завет) – Благой Вестью о Иешуа, еврее из Назарета, Которого мы приняли всем своим сердцем, как Машиаха (Мессию, Христа), Спасителя мира, Мэмру Адоная (Слово Господа) и Его Шехину (Славу) – и это тоже иудаизм (нравится это кому-то или нет).

Отсюда определение: Мессианский иудаизм - это одна из многочисленных форм иудаизма, возникшая в Иерусалиме две тысячи лет назад и основанная на еврейском духовном наследии в его живой полноте. Все остальное частности.

Немного истории

Мессианское движение началось с образования последователями Иешуа Мессии первой общины (кагал) в Иерусалиме на празднике Шавуот (Пятидесятница). Первыми мессианскими верующими были Его ученики - талмидим. Эта община, без сомнения, выражала себя по-еврейски и в то время деятельность ее рассматривалась как одно из направлений иудаизма. Лидером этой общины считался Яаков - родной брат Иешуа. Члены этой общины вели ревностный еврейский образ жизни и рассматривали свою веру в Иешуа как вполне согласующуюся с этим образом жизни. После падения и разрушения Иерусалима в 70 году н.э. мессианские евреи бежали в г. Пеллу (существует мнение, что они этот шаг предприняли из-за слов Иешуа, записанных в Лук. в 21:20-24 о неизбежном разрушении Иерусалима). Оттуда весть о Мессии пришла к евреям в диаспоре и язычникам во всем мире. После разрушения Храма в иудаизме постепенно перестали играть роль саддукеи и ессеи. Роль духовных руководителей иудаизма закрепилась за фарисеями. Иудаизм реформировался в синагогальный, равинистический. Тогда изучение Торы, воспитание нравственности через добрые дела и «жертву уст» - обязательную, три раза в день молитву, заменили Храмовое служение. В этот период реформ евреи – назаряне (мессианские евреи) остаются органично связанными с иудаизмом. Следы влияния мессианской символики мы и сегодня можем встретить в современном иудаизме в виде, например, афикомана в Пасхальной агаде (афикоман – кусочек мацы, который едят после завершения пасхальной трапезы). Отношения между двумя течениями иудаизма резко обострились после восстания Бар - Кохбы, которого часть евреев по объявлению раби Акивы (еврейского мудреца и учителя) признала Мессией. Мессианские же евреи, имея Мессией Иешуа, отказалась их поддерживать. Мессианский иудаизм просуществовал до пятого веке н.э, а затем пришел в упадок. Этому есть причины, кроющиеся в истории Церкви, которая рассматривала мессианских верующих, как еретиков, так как они продолжали поклоняться в еврейском стиле, сохраняя свою еврейскую индивидуальность, что не увязывалось в определенные Никейским собором (325 г. н.э.) церковные постулаты. Сила Церкви и ее влияние в то время заставили мессианских верующих присоединиться к растущей языческой церкви и угаснуть как движение. Это произошло из-за страшных гонений, заставивших евреев рассеяться по всему миру и присоединяться к традиционным церквям стран, в которых они нашли себе прибежище. Мессианский иудаизм отправился в изгнание до конца 19 и начала 20 столетия, т.е. до времени, когда в христианском и еврейском сообществах затеплился климат плюрализма и терпимости. Когда это время наступило, сначала в Англии (1866 г.), затем в Америке (1915 г.), а еще ранее в России (1882 г.), начали воссоздаваться мессианские общины и союзы. Этот процесс уже не прекращался, он несколько замедлился и даже замер в период второй мировой войны, особенно в странах, охваченных этой войной (Германия, Франция, Италия, Испания, Польша, Россия и т.д.). Когда возникло Государство Израиль, там тоже возродилось мессианское движение. С 1970-х годов 20-го столетия происходит усиленный рост этого движения. По некоторым источникам, в мире в настоящее время насчитывается около 150 мессианских общин в разных странах мира – США, Англии, Германии, Латинской Америке, Голландии, Бельгии, Финляндии, России, странах СНГ и во многих других, примерно 30 из которых находятся непосредственно в Государстве Израиль.

После второй мировой войны в христианском мире все больше стали понимать, что иудаизм нужен христианству «живой», что у евреев не просто имеется свой отличный от христиан путь, но что «отличность» этого пути является гарантом жизненности самого христианства. В церкви все больше стали ощущать, что обе религии выигрывают, когда они сохраняют свои относительные различия, и обе теряют, когда приходят к единому «христианскому знаменателю». Католическая церковь, сохранившая миссионерство по отношению к язычникам и мусульманам, упразднила его в отношении евреев. То же касается и протестантов. Всемирный христианский миссионерский альянс, в который входят все ведущие протестантские церкви, действует во всех странах мира, включая страны ислама, но в Израиле деятельность этой организации сведена лишь к символическому представительству. Католический теолог Джон Павликовский (США) пишет в этой связи: «На данном этапе религиозной истории христианам необходимо признать, что иудаизм продолжает играть уникальную, исключительную роль во всеобъемлющем процессе спасения человечества... Подлинный диалог между иудаизмом и христианством, реальное теологической осмысление их взаимоотношений могут начаться только с четкого осознания различий между двумя религиями».

В наметившемся диалоге между иудаизмом и христианством неоценимую роль играют еврейские мессианские общины. Они являются тем мостом, который призван соединить то, что было так трагически разъединено.

Берл Миньковский